Японская Красная Армия

08.02.2011

Газета "Лимонка" о фильме "Объединенная Красная Армия" Кодзи Вакамацу.

Из-за непопулярности азиатской культуры многие молодые революционеры пропускают опыт одной из самых успешных радикальных групп в истории подобных движений Японской Красной Армии. Так что пора пролить немного света на историю JRA и URA. Городские партизаны, скромные цели которых звучали как: "Мы должны взорвать Пентагон, Главное полицейское управление и Управление национальной обороны Японии. Мы должны смести буржуазию с лица Земли" и, которые не только осуществляли успешные захваты самолётов, взрывы заводов, нападения на оружейные магазины и другие серьёзные акции, но и вызволяли попавших в тюрьму товарищей, не должны оставаться безвестными.

Пылающие по всему миру студенческие революции шестидесятых не оставили в стороне и Японию.

Дело усугублялось ещё и тем, что Япония заключила с США договор, по которому американцы могли размещать на территории Японии военные базы, из которых шли бомбардировки Вьетнама. Т.е. в то время, как в США ширилось антивоенное движение, японцы были вынуждены поддерживать чужую войну. За время ожесточённых схваток студентов с полицией, пикетирований министерств, захватов университетов и многодневных баррикад студенческие движения преобразовались в целый набор различных радикальных организаций. Фракций Красной Армии в Японии было достаточно много, однако вполне можно сказать, что все они сформировались из одного источника Студенческого Союза. Первый угон "Боинга" в Северную Корею с целью получить там военную тренировку Японская RAF совершила, не имея никакого опыта, а из оружия имея при себе только самурайские мечи, обрезки трубы и несколько автоматов Калашникова. Причём сначала самолет предательски посадили в Сеуле, убеждая, что партизаны уже в КНДР, но бойцы быстро уличили переодетых в корейскую форму обманщиков, которые об идеях чучхэ знали немного (учи идеологию, товарищ!). В это время другая группа, RLF, под предводительством железной девушки Хироко Нагата обеспечила себя оружием, совершив налёт на оружейный магазин. Позже обе группы слились в URA, Объединённую Красную Армию, действующую на территории Японии, тогда как JRA, Японская Красная Армия, создала базу в Палестине, откуда продолжала громить японский капитализм, взрывая американские заводы, захватывая посольства и совершая другие диверсии. Классическая партизанская тактика точечных ударов поддерживалась тактикой шока угонами самолётов, которые принуждали власти идти навстречу и возвращать уже схваченных бойцов. Они взрывали нефтехранилище "Шелла", захватывали французские и американские посольства, угоняли авиалайнеры, умудряясь не провалиться, и это притом, что ядро состояло из нескольких десятков человек в возрасте от 20 до 28 лет. Есть, чему поучиться.

Помимо боевой деятельности и налётов на банки с целью получить финансирование радикалы заботились о широкомасштабной информационной поддержке своих акций. Для этих целей была открыта киностудия "Вакамацу продакшн", принадлежащая одному из самых известных режиссёров эксплотейшн- и "розового" японского кино Кодзи Вакамацу. С одной стороны, студия прикрывала деятельность радикалов в Ливане (дескать, снимаем кино про войну, а вовсе не готовим планы мировой революции), с другой действительно снимала агитационные фильмы. Кодзи Вакамацу вместе со своим соавтором Масао Адати снял про Красную Армию документальную работу "Красная Армия. Манифест борьбы за мировую революцию", Адати прокатывал фильм в Японии и Европе среди студенческих масс. О режиссёрах нужно сказать отдельно: Вакамацу за участие в деятельности радикалов пытались посадить в тюрьму, хотя какой уважающий себя авангардный режиссёр откажется поддержать радикалов, а Адати так и вовсе увлёкся идеями партизан, взяв автомат в руки и после попав в камеру. И что сейчас? Вакамацу недавно снял фильм про URA, а Адати вышел из тюрьмы и тоже выпустил своего "Террориста". Особенно привлекает в истории URA/JRA даже не их высокая результативность и дисциплина, а преданность делу, граничащая с фанатизмом. Самурайские традиции, презрение к смерти, смешанные с левыми доктринами и веяниями культурной революции Мао Цзэдуна, сделали из студентов крайне опасных бойцов. В истории этой организации нет места пустой псевдореволюционной романтике и тачкам с открытым верхом, здесь каждый знает свое дело. Разницы между женщинами и мужчинами нет также JRA управлялась Фусаку Сигэнобу, RAF Хироко Нагата, обе девушки. Особенно хорошо известен инцидент на горе Асама, где загнанные в угол остатки RAF защищались до последнего. Штурм захваченного пансионата продолжался больше недели, а телевизионная трансляция этого события била рейтинги посещаемости. Никто не сдался, несмотря на многократные уговоры. После инцидента Хироко Нагата и Мори оказались в тюрьме, казалось, что с URA покончено. Но не тут-то было восточный фронт дал себя знать с полной силой.

Целью партизан была мировая революция, которую они хотели приблизить с помощью краха буржуазных настроений и расторжения договора с американцами (который, кстати говоря, действует в Японии до сих пор), и ради этого они были готовы практически на всё. Например, захваченные в аэропорту врасплох Такэси Окудайра, Ясуюки Ясуда и Кодзо Окамото отстреливались до последнего, убив два десятка полицейских, а потом подорвав себя гранатой. А один из партизан так и вовсе сжёг себя в одной из акций. За нетвёрдость убеждений некоторые просили помочь им совершить харакири. Такая преданность делу достойна уважения, однако была у неё и обратная сторона. Широко известна история с сеансами "революционной самокритики", в результате которой радикалы казнили более десятка своих товарищей, справившись с этим лучше полиции. Пресса подняла из этого шумиху, обозвав партизан кровожадными палачами, однако, учитывая суровый и более чем прагматичный настрой участников Красной Армии, осудить или оправдать произошедшее со стороны сложно. "Мчащиеся кони" Юкио Мисимы весьма неплохо демонстрируют психологию таких бойцов их убеждённость легко может быть направлена против них самих. Про "революционную самокритику" и снял свой последний фильм "Объединённая красная армия" Кодзи Вакамацу. Это даже не фильм, а феерия, пир духа, царство жестокости и абсурда, соединение смешного и ужасного, комиков и палачей, что-то взвинчивающее и в высшей степени неожиданное. Одновременно это один из самых выразительных и впечатляющих фильмов про революционные группировки, что я видела. Быть одним из самых выразительных и впечатляющих фильмов ему нетрудно, потому что все революционные "биопики", включая "Банду Баадера-Майнхоф" из последних, это (при всех вводных) боевики-мелодрамы, т.е., по большому счету, трата времени. А Вакамацу сделал следующее: во-первых, он бегло показал, какое пламя и войны между людьми и полицией полыхали в шестидесятые в Японии, совершив необходимый для европейца ликбез (и это поистине впечатляет); во-вторых, показал, что все серьезные лидеры либо попали в тюрьму, либо угнали самолёт, либо взорвали завод, либо иначе въехали в вечность за счёт конкретных действий, на которых он останавливается вскользь; в-третьих, сюжет начинается не с революционных подвигов, а с того, что в Японии к власти в организации приходит человек, сбежавший с первой акции японских RAF/RLF и удерживающийся за счёт того, что, пока другие совершали поступки, он прятался и так стал одним из старших членов организации. Позже именно он начинает проводить сеансы "революционной самокритики". Арестовавшие рафовцев власти обнаружили в лесных домиках горы трупов тех, кто не прошёл "самокритику". "Во время критики Оцуки сконцентрируйте внимание на ударах в живот". В итоге это одновременно а) зажигательное, б) ужасное и в) местами дьявольски смешное кино, которое, несмотря на сложную тему, не смотрится как гнусный пасквиль. После него в голове пожар. Чего стоит жалобный вопль "Сынок, выходи" и уверенный ответ из дробовика, пресекающий то, что может пошатнуть боевой дух. Всем, абсолютно всем прекрасная вещь. "Слушай, здесь у нас революционная практика самокритики. И тебе недостает революционности!"

Фильм, несмотря на сложную тематику, является отличным историческим и идеологическим пособием, показывающим сразу и успехи (хроника в конце фильма впечатляет), и перегибы партизан. Все члены банд, даже самые зелёные, очень серьёзны. Тут нет никаких вечеринок, любовных прогулок и другого подобного хлама. Каждая студентка готова немедленно убить себя ради революции. Каждый очкарик вынашивает революционные планы чисток. Каждый лидер хватает биту и идёт гасить тех, кто хочет уничтожить его фракцию. Каждый сопляк умеет строить баррикады и поджигать здания. Именно их предельная серьёзность и позволяет манипулировать ими такому имитатору, как Мори, который гипертрофирует их мечты о чистоте и суровости в духе "Мчащихся коней" Мисимы и превращает их в сеансы самоистязания, сеансы адского угара и ненависти, хотя Вакамацу, конечно, преувеличивает (для любого, знакомого с его творчеством, это очевидно).

В любом случае, и фильм, и эта заметка всего лишь маленькое окно во впечатляющую хронику деяний URA/JRA, которую имеет смысл найти и тщательно изучить.

Источник : www.arthouse.ru

Mireille Mathieu