Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona (2008) В. Аллена

17.07.2011

Рецензия на фильм Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona / 2008

пожалуй еще ни один фильм не был для меня столь мянящей загадкой, просмотр которой я откладывал бы на неопределенный срок. я читал рецензии, спрашивал друзей - и, предчувствовал, не видя фильма, ощущения после его просмотра. фильм представлялся мне истрепавшимся, выгоревшим под жарким барселонским солнцем туристическим справочником, где по счастливому недоразумению остались на полях едкие зарисовки характеров соотечественниц, сделанные знаменитым американским кинорежиссером.две американские студентки, интеллектуалки, но как все американцы дети своего предельно материалистического общества, приезжают на отдых в Барселону. брюнетка Вики (Холл), изучающая каталонскую культуру, несколько чопорна и осторожна. блондинка Кристина (Йоханссон), пробующая снимать кино, жаждет приключений.

на вернисаже она обращает внимание художника Хуана Антонио (Бардем), небритого мачо с красной рубахе. в ресторане художник подходит к подругам и делает им непристойное предложение.дальнейшее развитие сюжета казалось бы представляет визуализированную инструкцию по съему девиц. две туристки - как идеальные кандидатуры. выставка - возможность найти партнера с которым есть темы для разговора. ресторан - место где можно подойти, поговорить, ведь знакомится так общепринято, мало ли как переглянулись взглядами за соседними столиками. даже то, что художник не скрывает своего прямого интереса - характерно. Вики, хотя и протестуя, все-таки предлагает ему обставить знакомство по другому - пригласить за столик, выпить, а там как карта ляжет. но Кристину, наооборот, интригует прямой эротический посыл - и Вики, с двусмысленной улыбкой, соглашается на полет в Овьедо.Хуан рассчитал всё абсолютно правильно - ведь он не мог не заметить еще на выставке, что Кристина заинтересовалась одиноким мужчиной в сигнализирующей красной рубашке.обе девушки готовы к летней интрижке, не смотря на то, что Вики готовится к свадьбе с американским бой-френдом.в Овьедо Кристина, впрочем оттягивая для приличия момент близости, приходит в номер к Хуану Антонио и лишь проблемы с желудком мешают продолжению.пока она болеет Хуан Антонио переключается на Вики. надо сказать, что вся троица выглядит отнюдь не карикатурно, весь сюжет хоть и пропитан иронией - но исключительно к этим самым летним интрижкам.без сомнения Вики заинтересована Хуаном и тот, как опытный ловелас и тонко чувствующий представитель интеллектуальных кругов, понимает, что её желанию надо лишь раскрыться. прогулки, разговоры в романтической обстановке, встреча с отцом Хуана - поэтом-отшельником, всё это подготавливает близость Хуана и Вики в рамках возвышенных, хотя и необязывающих к чему-либо отношений. ведь что может быть прекрасней этих самых мимолетных летних встреч, где представители обеих полов на полную катушку раскрывают свой чувственный магнетизм и отдаются красивой страсти. так Барселона становится сценой для неопасной корриды чувств, где под переборы гитары обычная прогулка по улице может достичь накала фламенко.надо сказать, что изначально сценарий писался Алленом под Сан-Франциско и лишь благодаря материальной поддержке муниципалитета Барселоны - фильм наполнился не только жгучими испанскими страстями, но и сильнейшим культурным бэкграундом.Европа и Америка - разница и взаимное влияние культур двух континентов переводит фильм из разряда романтической комедии в серьезное исследование менталитетов и проблемы выбора жизненного пути.Вики выходит замуж за типичного американского бизнесмена, яппи с чуть приподнятой верхней губой и скукой во всех телодвижениях и мыслях (как зомби характеризует таких людей Кристина). Кристина же, как Хэмингуэй и Генри Миллер с восторгом погружается в волнующий мир европейской свободы - она переезжает жить к Хуану. а Хуан, и его бывшая жена Мария Елена (Крус) не свободны от американского влияния - они пишут картины в манере американского абстрактного экспрессионизма - Поллок, Раушенберг. но и своей внутренней экспрессии у них завались - Мария Елена, гениальная художница, сходящая с ума, устраивает бурные сцены и бывшему мужу и его любовнице. когда же между ними возникает menage a trois Кристина первая понимает тупиковость таких отношений.прекрасен эпизод на кухне - взъерошенные, с мутными глазами Хуан и Мария Елена смотрят на американку, реанимировашую их угасшую любовь. Кристина же, ставшая под их чутким руководством прекрасным фотографом, уходит от них.и пока Вики мучается недосказанностью, незавершенностью отношений с Хуаном, Кристина, единственная из всех главных героев находит свой личный жизненный путь. путь эмоциональной и духовной свободы, гармонии, инстинкта и постоянного движения вперед.так и сам Вуди Аллен, испытавший влияние Феллини и Бергмана, стал самостоятельным, выдающимся режиссером, идущим своим, неповторимым путем. 'Но я другому отдана, и буду век ему верна', - скажет наша Татьяна и мы лишь взгрустнем над её жертвенностью, над погибшим Ленским, о профукавшем свою жизнь Онегине.'Слушай, все это было и прошло', - скажет Кристина, а голос рассказчика, с редкой добросовестностью прокомментировавшего весь фильм, пробубнит ей вслед: 'Кристина продолжила поиски, зная наверняка лишь то, чего она не хочет.' вот и лето прошло, словно и не бывало - но какое это было лето! было, было, было, было, но прошло, о-о-о, о-о-о...

Читать рецензию

bezumnypiero

Mireille Mathieu