ROCKnROLLA

26.08.2011

Рецензия на фильм Рок-н-ролльщик / RocknRolla / 2008

Фильм, по сути, стилистическое упражнение Гая Ритчи по мотивам себя любимого в лучшие (домадоновские) времена. Это забористый коктейль из Lock, stock and two smoking barrels и Snatch, традиционно приправленный тарантиновщинкой. Ингредиенты знакомые: гангстеры обычные, гангстеры типафилософы, гангстеры отпетыемерзавцы, гангстеры своипарни, гангстеры гламурные (подчеркнутая небрежность прически, безупречная щетина, изыскано измятый костюм), русские монструозные бандюганы (дикие рожи и запаривший уже комично-гротескный, вызывающий нервный смешок у русскоязычного зрителя акцент а-ля Шварценеггер в Красной жаре), жулики и наркоманы, психи и извращенцы всех мастей и расцветок. Есть еще один гангстер педик и один Роман Абрамович. И бабло, бабло, бабло. Все дороги ведут к баблу, все вертится вокруг бабла.

Бабло крадут, бабло делают, на бабло молятся, за бабло убивают и продают душу дьяволу.Деньги у Ритчи трансформируются в этакий краеугольный камень бытия -- предмет одержимости всех его персонажей, от главных до самых незначительных. В пространстве его киномира деньги теряют свое материальное измерение, свою функцию средства и превращаются в самодостаточную цель, являющуюся катализатором всех этих нереальных, отчаянных, дурацких безумств, совершаемых его героями. Также в фильме имеется некий энигматичный полусумасшедший персонаж, развлекающийся наркотой и инсценировкой собственной смерти, и изрекающий страшно глубокомысленные сентенции, вроде эти маленькие дистрофичные палочки (сигареты. прим. авт.) убивают тебя, и ты это знаешь. В этом истина! и тому подобную лабуду. Он единственный, кому плевать на бабло, да и вообще на все на свете. Он обитает в трансцедентных сферах свободного духа и собственных рефлексий и презирает всех вокруг (трансцедентные сферы легко достигаются путем введения в вену 2-3 кубиков героина). К сюжету этот персонаж притянут за уши, и, на первый взгляд, его роль состоит лишь в том, чтобы изображать этакий контрапункт с миром чистогана. Но, парадоксальным образом, как выясняется позже, он же и является главным героем, тем самым rock'n'rolla, ради которого, по идее, все кино и затевалось. Так что в свете этого факта можно сказать, что сам сюжет притянут за уши к нему, а не он к сюжету:) Впрочем, особо следить за сюжетом не советую. Во-первых, потому что сценарий заметно слабее тех же Lock, stock или Snatch -- невнятный, я бы даже сказал слегка вымученный, не блещет оригинальностью и фантазией, в нем нет той веселой чернушной сумасшедшинки, присущей упомянутым картинам. Во-вторых, потому что пытаясь по ходу дела уловить суть этой стремительной абракадабры, есть риск смазать удовольствие от, собственно, того, чем и привлекательны ленты Ритчи: ураганный монтаж, яркие типажи, нелепые, трагикомичные ситуации, классный саундтрек (самая лучшая сцена в фильме ограбление и погоня: пять минут чистого драйва). Саундтрек вообще чумовой (там даже Сектор Газа есть:) ), рекомендую к прослушиванию даже автономно. Как уже говорилось выше, фильм изобилует аллюзиями на свои же ранние работы и зачастую перекликается с тарантиновским криминальным гиньолем, то ли пародируя его, то ли просто играясь реминисценциями. Есть и прямые пародийные отсылки, например танец на вечеринке. Конечно у Батлера и Ньютон нет той харизмы, что у Траволты и Турман, и стоптанные башмаки Джеральда не дырявый носок Джона, а гламурная элегантность Тэнди, не магнетическая сексуальность Умы, но сама по себе сцена получилась не менее колоритной. А жуткие русские урки-вурдалаки будут пострашнее вампиров-оборотней из From dusk till dawn, учитывая их кошмарный акцент и нечеловеческую способность к регенерации:)Баба в фильме всего одна (Тэнди Ньютон), но такая деловая и неприступная, что самые крутые парни шарахаются от нее, как черт от ладана, полагая, что мутузиться с русскими монстрами, занятие не столь рискованное, как добиваться ее благосклонности. И даже сам Роман Абрамович, завороженный ее чарами и дабы обезвредить в зачатке потенциальную опасность, по всеобщему мнению от нее исходящую, предлагает ей выйти за него замуж. Но роковая тетка, одурев от собственной крутизны, усугубленной мужем гомосексуалистом (что еще пол-беды) и адвокатом (что совсем кисло), лишь обещает подумать в течении неопределенного отрезка времени. Немного расстроившись, Роман, как водится, сублимирует свой сексуально-стратегический порыв в творчество решает расправиться с главным местным гангстером-отпетыммерзавцем. В итоге пахана мочит своя же братва, но мы то с вами знаем, что за кулисами всякого паскудства и мракобесия скрывается ужасная русская мафия:) В общем, картину посмотреть стоит (хотя бы из-за некоторых эпизодов), но, что не говори, это уже не тот рокнролл, что прежде.

Читать рецензию

cinemafeel

Mireille Mathieu