Раскрываем секреты первого фильма о Высоцком

12.08.2011
Сегодня на экраны выходит самый громкий проект года - фильм Высоцкий. Спасибо, что живой. И дело даже не в том, что он рассказывает о далеко не всем известном факте из жизни великого барда и актера (в 1979 году в Узбекистане у Владимира Семеновича стало плохо с сердцем, он пережил клиническую смерть). Это вообще первая художественная лента о Высоцком, к тому же снятая по сценарию его сына с привлечением актеров первой обоймы российского кинематографа. Оксана Акиньшина, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Безруков, Анна Ардова, Владимир Меньшов - каков цветник?! Даже для режиссера Дмитрия Астрахана роль нашлась.

Во время сверхзасекреченных съемок происходила масса интересного, а имя актера, сыгравшего главную роль, гримировали чуть ли не как его самого. Что ж, давайте вместе срывать покровы тайн.Сын вынашивал идею более четверти векаКак признается Никита, сын Владимира Семеновича и директор Государственного музея Высоцкого (находится в Москве, на Таганке), толчком к появлению картины стало предложение генпродюсера Первого телеканала Константина Эрнста написать сценарий, поступившее пять лет назад.- К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, передач, телевизионных проектов. Вышли десятки книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали одни и те же люди, они ходили по кругу. И мне кажется, что тогда, пять лет назад, эта угольная шахта, документально-мемуарная, уже полностью была выработана, - отмечает Никита Владимирович. - На самом деле люди до сих пор продолжают работу в этом направлении, но это на 99% повтор того, что уже было. Или новая интерпретация старого Наша картина - это первый художественный проект о Высоцком. По словам сына барда, историю, показанную в фильме, ему рассказал друг всенародного Володи, актер Всеволод Абдулов сразу после его смерти. Никите тогда было всего 16. - Когда я стал ее расписывать, то сделал это довольно легко, ведь она была со мной уже больше 25 лет, - рассказал он. - Наш фильм правдивый, но это художественная достоверность, а не документальная. Скажем, некоторые сцены и события мы привнесли из других историй, связанных с отцом, из другого времени, каких-то людей соединили, которые между собой не сталкивались Эта история зацепила Никиту еще и тем, что в ней его отец представлен по-разному: и как победитель, герой народного мифа - и как человек, который болел, страдал, ошибался, был подвержен влиянию, собственной инерции, у которого не всё получалось. То есть - настоящим.Что же до любовной линии, то сын Высоцкого просит не искать параллели между героиней Оксаны Акиньшиной и теми, с кем у Владимира Семеновича были романы.

Оксана Акиньшина и неизвестный герой, сыгравший роль барда.

- Это собирательный образ, - подчеркивает Никита. - У отца были не только романы с его тремя женами. Может, не очень этично мне об этом рассуждать, но я и при жизни его видел многих и был с некоторыми из них знаком...Однако друзья Владимира Семеновича узнают в собирательном образе Оксану Афанасьеву - последнюю женщину Высоцкого, ставшую супругой Леонида Ярмольника.Адские жара, напряжение и песчинкиРежиссером ленты стал Петр Буслов, снявший культовые Бумер и Бумер-2. Родившийся в 1976-м, он никогда не слышал Высоцкого вживую. Но, как уверяют продюсеры, сумел ухватить самую суть Он же подчеркивает, что сын барда постоянно был рядом с ним на съемках, став, по сути, проводником в мир Владимира Семеновича. Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу, да и ко всему остальному, - уверен Буслов.Между прочим, Петр стал третьим режиссером, взявшимся за этот проект. Двое предыдущих не потянули Если материал не поддается - значит, фильм получится хороший; это вам любой кинематографист скажет, - улыбается Буслов. - Прошлым летом, когда мы снимали, термометр зафиксировал максимальное количество градусов, и аномальная московская жара даже вошла в Википедию. Ни одна столичная группа не работала, все съемки были остановлены, занимались ими только мы. Снимали в павильонах, в которых от жары перегорели кондиционеры. А еще мы застали смог. Но забыли обо всем - так хотели снимать. Было жарко, нам подгоняли цистерны воды - и группа всё выдувала.Досталось и в Узбекистане, где также проходили съемки. В краю пустынь температурные перепады - только держись. И, конечно, песок, который убивал кинопленку. Одна-единственная песчинка, попавшая на ленту, оставляла царапины, удалить которые невозможно. И весь отснятый материал уходил в корзину.А ведь было еще огромное эмоциональное напряжение. Все понимали: ЧТО и о КОМ снимают. И выкладывались, с неимоверным количеством дублей. Доводя каждую сцену до идеала. Его сыгралСамую большую интригу создатели фильма закрутили вокруг того, кто же воплотил на экране образ Владимира Высоцкого.- Мы решили - лучше это будет просто образ Высоцкого, - объясняет Никита. - Поэтому в контракте написано, что в титрах его имени не будет. И все, кто в курсе и связан контрактом, молчат Мы могли бы найти двойника, одного из тех, кто деньги зарабатывает сходством. Как двойники Ленина, Сталина - вот такие же есть Высоцкие. Даже смотрели нескольких. Да, они ходят так же, стараются говорить так же. Но в итоге больше Джигурда получается... Можно на площади или на Арбате так деньги сшибать, но крупный план на экране подобного не позволит. Это работа в таких условиях, в таком гриме, с таким количеством производственных обязательств перед светом, камерой... При этом играть, любить, смеяться, страдать - это огромный труд.Впрочем, не все, связанные контрактом, молчат. В начале этого года известный друг Владимира Семеновича, народный артист России Валерий Золотухин рассказал нашему корреспонденту (Донбасс от 26 февраля): - Мне боязно смотреть это кино: вдруг ожидания не оправдаются? Но я человек бесстрашный. К тому же считаю, что у Пушкина, Есенина и того же Высоцкого не убудет, если их кто-то сыграет - они свое дело сделали. Здесь больше ответственности на актере - провал такого кино ему не простят. Но, думаю, всё будет хорошо: там такие новые технологии применены, что они уже обеспечивают половину успеха. Сережу Безрукова - да-да, именно его! - гримировали пять часов. Можете себе представить?! Там такой пластический грим, с помощью которого удалось добиться колоссального сходства! Сережа показывал мне себя в гриме - фото в телефоне - просто поразительно! Даже не по себе стало. Наверное, такие же чувства будут у всех, кто знал Высоцкого живым. Но таких уже немного осталось. Я от всей души желаю создателям фильма удачи. На мой взгляд, это будет бомба!

***

Между прочим, уже известно, что есть и вторая версия фильма - телевизионная. Так что, как в свое время вышло с Адмиралом, нам покажут далеко не всё, что имеют. И есть большая вероятность, что сюжет будет порой провисать. Но четыре серии еще когда выйдут! А посмотреть первый художественный фильм о Высоцком многим хочется уже сейчас. Пять фактов о фильме1. Название было другоеИзначально картину думали назвать Мой черный человек. Так называлось стихотворение Высоцкого, написанное в том же 1979 году. Но по мере работы сценарий менялся, а с ним и история приобретала несколько иные черты - не столько о самоуничтожении, сколько о борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество - Новое название подсказано строками из того же стихотворения: мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: Спасибо, что живой, - говорит Никита. 2. Снимали на раритетные объективыУдивительную конструкцию из стекла и металла весом в 30 кг таскал на себе оператор-постановщик Игорь Гринякин. Под старинную оптику расточили современную камеру. - Мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот - это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики, - рассказал он. - В СССР была школа анаморфота, но Россия ее утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране - а мы все его помним, - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы, во-первых, попасть в эпоху, а во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке. 3. История голубого МерседесаВ фильме задействована точная копия голубого Мерседеса 1974-го года выпуска (модель 450 W 116, четырехдверный седан), который появился у Высоцкого в 1976-м и стал первой иномаркой барда, официально зарегистрированной на его имя. Кроме абсолютного внешнего сходства, восстановленного по архивным документам, там и внутри всё - один в один. Даже магнитола. Ее Владимир Семенович почти всегда включал, будучи за рулем: на кассетах были его песни, записи спектаклей, и по дороге артист репетировал роли.4. Уникальный грим- В технологическом процессе есть и наши собственные разработки, которые являются абсолютным ноу-хау, и те, что используются передовыми художниками Голливуда, - говорит привлеченный к созданию образа барда Петр Горшенин, ранее работавший в Дозорах и Турецком гамбите. - Очень трудно создать образ реального человека, тем более, которого знает вся страна... Чтобы добиться нужного результата на стадии подготовки, мне лично пришлось производить все этапы скульптурно-формовочных работ девять раз. По времени это заняло полгода. Эскизы заменили около пятисот фото знаменитости. После определенных комбинаций получался сложный многокомпонентный силиконовый состав, а из него - комплект пластических деталей: нижняя часть, нос, лоб - всё отдельно. 5. Солидная массовкаТолько в Узбекистане каждый день было задействовано более 500 человек массовки, хотя съемки по времени совпали с уборкой хлопка, а найти статистов в это время - проблема. Всех соответствующим образом гримировали, одевали, обували. Костюмы образца 79-го частично привезли из Москвы, частично нашли на месте. Смены длились по 16 часов.

Mireille Mathieu