Провокатор | Incendiary

03.05.2011

Рецензия на фильм Провокатор / Incendiary / 2008

'Провокатор | Incendiary' - женский фильм о терроризме. Смотреть стоит только после того, как осознаешь, насколько неожиданным может быть такой коктейль. Ну да, ну да, женщина-режиссер Шэрон Магуайр, снискавшая мировую славу с 'Дневником Бриджет Джонс', решила заговорить о серьезных взрослых проблемах, которые по-настоящему волнуют весь мир. И сняла фильм – про терроризм. Тут сделаем вдох и остановимся. На самом деле все, взрослые – или молодые, дядьки-режиссеры – они, что ли, снимают про реальный терроризм?

То есть они могут снимать какие-нибудь шпионские игры про наших агентов в Багдаде или где-нибудь там на Ближнем Востоке (наших – читай американских). А об этом ужасе современного мира, (может быть, его можно назвать – Ужас Большого Города) – когда человек может быть мишенью и жертвой везде и всегда, как бы далеко – в милях – от Ближнего Востока или Северного Кавказа он не находился – об этом снимают свои фильмы серьезные взрослые режиссеры? Или, может быть, этот страх чувствуют только женщины? Или только женщины не бояться его в себе разглядеть и вот так – гласно – заговорить о нем? Так что ничего удивительного нет в том удивительном только на первый взгляд факте, что за такую тему взялась женщина-режиссер. Это – серьезно. Это – о реальности. Это – о сегодняшнем дне. (К счастью, сам чудовищный теракт на крупнейшем стадионе Лондона, ставший центром фильма 'Провокатор' – вымысел сценаристов). Так. Тут вдох заканчивается и начинается выдох. Потому что к этой серьезнейшей и трагичнейшей теме Шэрон Магуайр подошла с изяществом своей героини Бриджет Джонс. То есть формально она сделала нежнейший фильм из полутонов и нюансов, из оттенков серого и туманов, из заплаканных глаз и печальных звуков музыки. С милой длинноногой Мишэль Уильямс и по-прежнему молодым и красивым Юэном МакГрегором. Про жизнь до теракта и после теракта. Вот только – глазами кого? Глазами тех, кто видел теракты только по телевизору? Ну, слава Богу, большинство из нас пока видели их только по телевизору. Но все мы видели и тех, кто остался. Кто потерял близких. Кто все потерял. Тех, кто является – как бы – прообразами героини фильма 'Провокатор'. Нет, это все не так. Наверное, рафинированная британка Шэрон Магуайр снимала-то фильм совсем о другом. Не о боли утраты, а о том, как искать пути к примирению и не разжигать рознь. Дети террористов – тоже дети, и их тоже надо жалеть, и кто первый зароет топор войны – тот и молодец. (Потерявшая мужа и сына в этом гигантском теракте, героиня фильма начинает собственное расследование и находит семью террориста, его жену и сына, и чуть ли не становится этому сыну подругой и наставницей…) И правильно! Кто-то должен мостить мостки к примирению. Кто-то должен нащупывать общее, связывающее нас, как людей, а не разъединяющее нас, как представителей враждующих сторон. Да, все это так! И очень символично придумано в фильме, что носительницей, пусть и не донесшей его, такого понимания добра стала юная жертва трагических событий. Очень символично. Но – не правда. Потому что юная и прекрасная двадцатилетняя осиротившая вдова Мишель Уильямс может потерять все – и все начать сначала. Уже ее юность дает ей второй шанс. А неземная красота заставляет всех встречных мужчин так и виться вокруг нее, предлагая свою помощь во всем – так что ясно, как день – опустевшие места за семейным столом – и большое тяжелое кресло медведя-папы, и маленький высокий стульчик медвежонка-сына недолго будут пустовать. Но в жизни в аду терактов теряют все не красавицы супермодели, а реальные сорокалетние женщины. У которых не остается ничего. Выжженная земля в душе. И предлагать им все забыть и простить – даже из самых лучших побуждений – очень трудно. Наверное, надо. Но – как-то не так. Однако вообще чтобы завести этот непростой разговор, потребовалось нешуточное мужество женщины-режиссера. Поэтому я не стала бы называть этот фильм спекуляцией на высоких чувствах. Просто еще один безоглядный, решительный, но не до конца обдуманный прыжок-спуск Бриджит Джонс по пожарному шесту.Великобритания, 2008

Читать рецензию

Варвара Ухорская

Mireille Mathieu