Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину

11.02.2011

Рецензия на фильм Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину / Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину / 2009

Художественный фильм одного из старейших мультипликаторов Андрея Хржановского про Иосифа Бродского. По сценарию Юрия Арабова. В ролях родителей Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих. Почему-то проходит как бы вторым экраном. Не вызывая бурных обсуждений. Хотя со всех сторон, кажется, этот фильм требует и внимания и обсуждения.

Или фигура Бродского, с тех пор как он сошел со сцены в 96-м году, перестала бередить умы? Или наоборот? Из числа целевой аудитории фильма а это авторское кино, и Хржановский, и Арабов обещают заведомо интеллектуальное и неоднозначное прочтение любой темы из числа потенциальных зрителей слишком многие, может быть, к Бродскому относятся очень неравнодушно и боятся расплескать его образ? Боятся разочарования, боятся, что фильм, как бы хорош он ни был, не совпадет с уже существующим отпечатком Бродского в душе? В общем, так же, как бывает удивителен шум вокруг какой-то пустой поделки, на этот раз удивительно полное его отсутствие пусть не шума, но хоть какого-то информационного движения. Ладно. Фильм Полторы комнаты - не полная биография великого поэта, тщательно воссозданная от класса к классу, от одной отметки на дверном косяке к другой. Собственно, и автобиографическая проза Бродского Полторы комнаты - скорее, все же, поэзия это не сведения о его жизни, а впечатления. Создатели фильма тоже так и поступили к впечатлениям поэта добавив свои впечатления о его времени, о его городе и, конечно же, о нем самом. Получилось не монументально, и хорошо! Придуманные и нарисованные Андреем Хржановским мультипликационные вставки так уместно легли в эту не вполне обыденную реальность, что кажется он создал новый жанр! (Вообще, до обидного мало и редко встречается органичный синтез кино и мультипликации, которая, действительно, как будто создана для воплощения мечтаний и снов, для разделения реальной и фантастической действительности, которые, честно говоря, сосуществуют ведь в жизни каждого человека, не только великого поэта! Ну да, разного качества и в разных пропорциях) Так что просто нарисованный снегопад, идущий поверх реального Ленинграда, уже какие-то дополнительные поэтические настройки сообщает зрителю, и дальше, дальше, мультипликационные вороны, книга о вкусной и здоровой пище как будто здесь и должны были быть. Другое впечатление от фильма, тоже сильное исполнение роли Иосифа Бродского. Вообще, так редко удается убедительно изобразить, сыграть кого-то великого и харизматичного! Ну, ясно же, изобразить фигуру, которая в несколько раз больше того, кто изображает! Харизматичнее, энергетичнее, умнее, сложнее вот тут и требуется актерское мастерство, а не просто совпадение типажей. В фильме Полторы комнаты такие исполнители были найдены. Даже два. Иосиф Бродский в юности Артем Смолаи в зрелости Григорий Дитятковский. (Есть и еще один, Иосиф Александрович в детстве, но там без вопросов мальчик и мальчик.) Конечно, манера говорить, и интонации, и сами тексты речи, воспроизведенные в фильме воздействуют сильно. (Текст от автора голос Вениамина Смехова). Но и актеры, Смола и Дитятковский, создают полный эффект присутствия Бродского. Каким может быть гений среди людей. Без привычных стандартов резким, раздражающим своей бесцеремонностью, оправданной как бы его несоразмерной высотой нет, они рисуют поэта иначе. Очень умным, очень глубоким, очень парадоксальным, очень отличным от других. Юный Бродский в компании сверстников, в том возрасте, когда все еще глядят в Наполеоны и каждый еще может загадывать себе Нобелевскую Премию, не определившись еще даже с областью деятельности очень интересно показан Бродский. Не умником среди умников, не скучающим Базаровым среди недорослей очень зажженным и сосредоточенным человеком, он как будто уже в полете среди неоперившихся еще ровесников Про игру актеров-родителей и говорить не приходится. Великие Юрский и Фрейндлих сыграли лучшие свои роли за последние годы. Красивые, умные, своеобразные люди. С любовью друг к другу, с любовью к сыну, с любовью к стране. И из такой семьи, библейской практически, в своей благодатности, из такой семьи, Бог с ней, со страной, от таких любящих людей Поэт должен был уехать и уехал. Он ненавидел режим, страну, вождей, коммунизм, да что там еще! а уехал от родных людей и из родного города, которые и были для него Родиной. Конечно, разгадки никакой в фильме нет откуда взялся этот дивный мальчик? Наоборот, эти любовно воссозданные в фильме детско-юношеские впечатления поэта о родителях и общем устройстве жизни его только отдаляют от понимания: где истоки? Почему именно он? В чем были первые признаки грядущей гениальности и высокой трагической судьбы? Нет ответа. Но до чего была натянута эта осевая струна в его жизни, дающая самую пронзительную ноту в его творчестве я, видимо, с Отчизны выбываю - фильм Полторы комнаты дает почувствовать. Он уехал, и больше они никогда не встретились в жизни. А в фильме встретились после смерти. И эта посмертная встреча в современном Петербурге тоже очень бродская. Фантастически реальная. Какая-то очень правильная. Наверняка так все и случилось. В общем, фильм задевает, Бродский оживает и спасибо авторам за эту долгожданную встречу!

Читать рецензию

Варвара Ухорская

Mireille Mathieu