Любовь случается

06.04.2011

Рецензия на фильм Любовь случается / Love Happens / 2009

Несмотря на присутствие в фильме Дженифер Энистон и его название, любви в фильме все-таки нет. И в этом – его главная проблема. Это – не мелодрама, (а жаль, потому что для чего тогда было приглашать нашу любимицу Рейчел Грин из 'Друзей'?) Это – и не комедия, ибо уж слишком большим циником надо быть, чтобы снимать комедию о том, как люди переживают боль утраты близкого человека. Это – и не драма, просто потому, что ничего драматичного в фильме нет. А что есть?

А есть подробный и вполне внятный рассказ о психологическом тренинге, как явлении американской, а теперь уже и нашей с вами, жизни. В отличие от корпоративных тренингов на продвижение, повышение инициативности, успешности и финансовой активности, тренинг по преодолению реальных психологических проблем может их действительно решить. То есть – фильм 'Любовь случается', как хороший маркетинговый ход, дает вам возможность в этом убедиться. Вас поймут и вам помогут, вы не один такой, со многими людьми происходит такая беда, и все они мечутся, не находя себе место, так можно собраться всем вместе и искать это место сообща – новое место своей жизни. Это нормально, хоть и печально. Актер Аарон Экхарт в роли руководителя тренинга умудряется, при всей своей лощености, выглядеть вполне человечным и по-настоящему озабоченным психологическим состоянием своих подопечных. Но это мы все поняли: если с нами, не дай Бог, что случиться – все бегом на тренинг. (Правда, в России по старинке роль платных профессиональных утешителей и советчиков чаще всего успешно выполняют бесплатные друзья и близкие). А дальше-то что? А дальше – ничего. То есть реальное содержание фильма этим исчерпывается. Начинаются искусственные накрутки сюжета, чтобы чем-то занять время и Дженифер Энистон, без которой на фильм вообще никто бы не пришел. Нашу красавицу зачем-то одевают в модную, но уродливую шапочку, явно уже (прости, Дженифер!) не подходящую ей по возрасту, и превращают в неуравновешенную, но добрую душой флористку с неустроенной личной жизнью. Которая и берется этой самой жизни учить писателя и психолога, автора нашумевшей книги и разработчика тренинга по примирению с утратой. При этом особых чувств между ними как-то не наблюдается, что не удивительно, если учесть, что главный герой (это снова Аарон Экхарт) весь фильм не может справиться с болью из-за утраты горячо любимой жены. Но эта мастерица-ботаничка, которая в свои неюные годы никак не может наладить свою жизнь (это не навет, нам же не случайно показали в начале фильма, как ее кинул очередной бой-френд – юный рокер, столь же подходящий для Энистон, как и вышеупомянутая шапочка), с упорством, достойным лучшего применения, берется наладить жизнь гораздо более умного (на вид. Да и вообще, он книгу написал!), зрелого и умудренного опытом человека. Бьется она с ним, бьется и все-таки открывает глаза, что он, который учит других, как забыть о своем горе, вычеркнуть его из памяти и идти дальше по жизни налегке, сам-то – не примирился с утратой! Не забыл свою жену и не простил самого себя, виновного в ее гибели (да, где-то к концу фильма вдруг открывается такой незначительный фактик:)! О ужас! Самое время публично покаяться, разорвать рубашку на груди и ударить себя пяткой в эту саму грудь. Что горе-психолог и делает на глазах широкой общественности и циничных продюсеров-промоутеров, готовых вложить в его тренинг большие деньги и сделать из него теле-звезду. А он, герой, не смотря на угрозу лишиться будущих миллионных гонораров – правда дороже! – признается, что нет, сам он не справился, и его жизнь разрушена. И, как полагается у анонимных алкоголиков, остальные члены клуба овациями встречают это откровенное признание. Позвольте! Жизнь разрушена – это если человек утратил вкус к жизни, у него опущены руки и нет сил двигаться дальше, если он опустился, скатился на обочину, ночует в канаве в грязных обносках и доедает гамбургер из мусорного бака. Если человек в результате своего горя нашел в себе творческие силы, написал книгу, организовал тренинг и помогает другим людям – это и называется превозмочь горе. А то, что он по-прежнему испытывает боль и вину – это только говорит в пользу его человечности. Он же живой, не компьютер, из которого можно удалить что-то бесследно. Нормально – испытывать боль утраты, которая с годами становится все слабей. Сильно и мощно – найти в этой боли стимул к новой жизни и к творчеству. Странно и неприятно – пытаться полностью стереть воспоминания и начать жизнь, как будто ничего не было. Но именно этого, кажется, и стараются достичь герои фильма, и переживают, когда достичь этого не удается. Чудные они!

Читать рецензию

Варвара Ухорская

Mireille Mathieu