Комедия На море! (Na more)

22.02.2011

Рецензия на фильм На море / На море / 2009

Три семейные пары - режиссер Ярик (Ярослав Чеважевский ) с женой Леной (Алена Бабенко) и детьми, продюсерша Ира (Инга Стрелкова-Оболдина) с мужем Вадиком (Юрий Колокольников) и детьми, пушкинистка Наташа (Евгения Лютая) с ребенком и примкнувший к ним внесемейный алкаш-сценарист Паша (Павел Деревянко) - сняли на десять дней виллу на Канарах. Идея простая и традиционная: мы долго и тяжело работали, поэтому теперь можем себе позволить отдохнуть по-людски. Так что наливай, Паша, накатим, а вы, детишки, вперед в бассейн.Хорошо отметив приезд вечерком, наутро компания собирается отправляться на арендованных двух автомобилях на море, до которого пятнадцать - двадцать минут езды. Процесс сборов, что неудивительно, сильно затянулся. Сначала Лена сильно задержала свой утренний туалет, засидевшись в туалете, в результате чего собравшиеся было дети отправились купаться в бассейн.

Потом пропала Ира, которую пошел искать Вадик и тоже пропал. Затем появилась Лена, но пришлось идти за детьми. Когда детей привели, снова исчезла Лена - у нее начались дела. В общем, на море выехали к обеду.Но по пути подвернулся супермаркет, и женщины решили сразу купить продуктов. Море. Целое море продуктов, поэтому было не до моря. А нужно было обедать, тем более что одну из их машин отбуксировали за нарушение парковки. После обеда женщины решили прошвырнуться по магазинам и купить себе купальники, а мужики решили бухнуть. В общем, в этот день на море так и не попали.Но день на этом не закончился, поэтому компанию, а также семью неподалеку живущих немцев ждут самые разные приключения. Иногда смешные, иногда не очень. И тут главный вопрос: они вообще смогут попасть на море за эти десять дней?***Честно говоря, если бы не посоветовали, я бы этот фильм и смотреть не стал, прочитав анонс: стараниями режиссера Эйрамджана и его верного ученика Кокшенова фильмы о русских на отдыхе в экзотических местах являются синонимом самого убогого кинематографического отстоя, ибо Эйрамджан изобрел и многократно реализовал удобную формулу - едем со съемочной группой и всякими родственниками в хорошее туристическое место, там непрерывно пьем-гуляем, попутно снимая без всякого сценария какую-нибудь шнягу с участием Щербакова-Панкратова-Черного-Кокшенова и прочих крачковских, а пипл эту шнягу, ясный пень, схавает. Я один раз подобное произведение посмотрел - хватило надолго. Фактически навсегда.Однако На море! снял вовсе не Эйрамджан-Кокшенов, а вовсе даже Чеважевский, среди актеров не было замечено ни одного Панкратова-Черного, зато присутствовали Алена Бабенко и Павел Деревянко, да и несколько раз порекомендовали - так что я приобщился.В общем, конечно, на фильмы Эйрамджана это, слава богу, не похоже. Режиссер не стал разыгрывать убогую карту бесшабашного свинства русских туристов на отдыхе (лично мне этих милых картин вполне хватило вживую, чтобы еще и в кино на это любоваться), а сосредоточился на особенностях отдыха нескольких семей с маленькими детьми.Смотрится это, в общем, узнаваемо и забавно. Бесконечные сборы, непреходящий ужас под названием девушки решили заглянуть в магазин, обед на десять человек, включая маленьких детей, и соответствующие коммунальные дрязги духовно близких людей. Плюс - соответствующий набор чисто туристических приключений: машину увезли на эвакуаторе, аквариум разбили, пальму подожгли, бассейн испортили, ну и все такое.Тем не менее, несмотря на то что фильм, в общем-то, создает определенную атмосферу друзейно-семейного отдыха, которая покажется очень знакомой тем, кто все это проходил, до тех же Дикарей этой картине очень далеко. Почему?Во-первых, На море! - чисто постановочно очень сырой и не сбалансированный. Три четверти (если не четыре пятых) фильма занимает первый день. Который уж очень длинный и перенасыщен событиями. А потом вдруг резко - последний день, где вдруг заводится волынка о семейных взаимоотношениях и о том, как вокруг все плохо, сменяющаяся взаимными слезами и поцелуями.Во-вторых, часть сценарных ниточек или повисает в воздухе, или вообще приводит непонятно к чему. В картине в начале уделяется много внимания любопытной семейной паре, живущей в соседней вилле. Когда русские устраивают полный раскардаш и вдобавок сжигают антикварное бюро, купленное главой семьи (антикварное бюро дикой стоимости, купленное на Тенерифе, - это Чеважевский, который писал сценарий, явно перепил виски Jameson), кажется, что сейчас немцев задействуют по полной программе. И что? Гюнтер приходит к ним на виллу и тихо нажирается с Яриком, роняя слюни-сопли о том, какие все-таки русские раскрепощенные и свободные. Из продолжения следует, что он так нажирался у них каждый день, а в конце вся немецкая семья провожает русских хлебом-шнапсом. Хорошо хоть не куркой-яйками.В-третьих, Чеважевский презрел старую как мир истину о том, что только один человек в мире может быть и сценаристом, и режиссером и исполнять в фильме главную роль. Это Вуди Аллен. Но никак не Чеважевский, который здесь попытался сделать то же самое. В результате и со сценарием много лажи, и с постановкой - куча явных ляпов, да и как актер Чеважевский выгребает только за счет того, что играет он сам себя: картина явно навеяна какими-то воспоминаниями Чеважевского о семейном отдыхе.В-четвертых, проклятый product placement. Оно, конечно, понятно, что Чеважевский - режиссер рекламных клипов. Оно, в общем-то, очень хорошо и видно - полный метр то стягивается до отдельных клиповых гэгов, то растягивается до какой-то явной тоски. Но главное, что совершенно напрасно переползло в фильм, - традиционная навязчивая реклама, которую нам пихают в каждом кадре, как будто мы пришли смотреть не художественный фильм, а рекламный ролик. Я-то сначала удивился, с чего это достаточно состоятельный, судя по антуражу, режиссер Ярик пьет самый дешевый сорт ирландского виски Jameson. Ну ладно он эту дешевку алкашу Паше скармливает, так ведь и сам лупит почем зря. Потом быстро выяснилось, когда нам эту этикетку совали каждые пять минут. То же касается конкретной марки сока, сигарет-шмигарет и прочего чертового адвертайзинга, мать его в дышло.Это все о минусах. Теперь о плюсах. Смотрится, в общем, неплохо. Особенно если не ходить в кинотеатр, а собрать дома пару семей, с которыми ездили куда-нибудь отдыхать, выпить чего-нибудь симпатишного (но не дешевого Jameson) и посмотреть всем вместе, прерывая показ восклицаниями: А помнишь, как Колян в бассейн вместе с роялей упал?, А помните, как Ленка одеколоном шашлык полила?, А помните, как Сашка Рабинович свиную котлетку официанту за шиворот засунул?, ну и так далее. Вот тогда пойдет неплохо. Но без послевкусия. Послевкусие у этого фильма очень средненькое. В процессе просмотра всякие косяки в глаза особо не лезут, а после финальных титров начинаешь пожимать плечами и думать, что картина могла бы быть более сбалансированной. Также начинаешь задавать себе вопросы, почему так долго вводили немецкую семью, а закончилось это сплошным пшиком, равно как в ситуации со сгоревшим бюро, ну и так далее.С точки зрения актерской игры зажигал тут фактически один лишь только Деревянко - недаром именно его физиономия красуется на обложке диска. Деревянко всегда удавались роли шебутных и забавных алкашей, так что здесь он смог развернуться по полной программе. Также довольно яркой получилась продюсер Ира у Инги Стрелковой-Оболдиной - тетка-кремень, постоянно затевающая локальные скандалы, указывающая всем, что им нужно делать, стервозящая по полной программе. В процессе просмотра ее персонаж неоднократно хотелось утопить - ну, значит, роль удалась. Также очень понравилась немецкая семья - особенно глава семьи Гюнтер и его жена.Остальные роли получились очень средненькими. Яркой актрисе Алене Бабенко досталась совершенно серенькая Лена, которая на первый план вышла только один раз со своими делами. Пушкинистка из Евгении Лютой - примерно такая же, как и из Анны Семенович. Зачем вообще ввели этот персонаж и почему он получился такой невнятный - вопрос к Чеважевскому. Детишки сыграли, в общем, забавно, но им там особо и играть ничего не пришлось - куролесили в своей обычной манере.Несколько эпизодов были очень неплохими. Супермаркет, пиццерия, беседа Ярика с Гюнтером. Также отлично был снят эпизод объяснения в любви между сыном Ярика и молоденькой немкой. Как они сидели на лавочке и одновременно играли в PSP - это что-то с чем-то!Что в результате? Очень неровное и сыроватое кино, страдающее от несбалансированной структуры и отсутствия в соответствующем кресле режиссера, который вдруг решил сыграть одну из главных ролей. Междусобойчик на отдыхе из фильма получился, а до художественного кино не дотягивает. Тем не менее, если не настраиваться на что-то заметное, картину посмотреть вполне можно. Особенно тем зрителям, кому посчастливилось отдыхать совместно с другими семьями, - они во время просмотра будут плакать жестокими слезами узнавания.

Читать рецензию

Алекс Экслер

Mireille Mathieu