Кислород

12.05.2011

Рецензия на фильм Кислород / Kislorod / 2008

Фильмы молодых современных российских режиссеров, работающих в жанре авторского кино не для всех, особой жизнерадостностью не отличаются. Как-то молодые современные российские режиссеры приучают своего терпеливого зрителя к медлительности происходящего в кадре, отсутствию ярких красок, редкой смене планов и скупости на слова… Наследие великого предшественника, так высоко оцененного мировым киносообществом, Андрея Тарковского, оказалось практически непосильным бременем и уже лет двадцать, а то и все тридцать оказывает мощное влияние на подавляющее большинство современных кино-высказываний, претендующих на звание «актуального кино». Так вот, Ивану Вырыпаеву в фильме 'Кислород' это непреодолимое влияние удалось преодолеть абсолютно. Может быть, все дело в том, что режиссер экранизировал свой собственный же актуальный спектакль, оставив присущую театру условность и декоративность. В общем, теперь обо всяких злободневных неприятных вещах, таких, как убийство дедушки лопатой, (то есть не дедушки, а жены, но не зря же всех нас учили, что такое отношение к близкому человеку вполне в нашем национальном духе…) Так вот, об убийстве и самоубийстве, о наркотиках, о терроризме и о войне, о брачных узах и внебрачной любви – Иван Вырыпаев изыскал возможность рассказать легко, весело, с огоньком, с танцами и песнями, под зажигательную – или просто хорошую – музычку, используя всевозможные визуальные эффекты для того, чтобы глаз не скучал и ему всегда было, за что зацепиться. Расфокусы и микропланы, анимационные вставки, (одна из них – популярный пластилиновый видеоклип на песню Маркшейдеркунст про грибы из Ленинграда вообще должна оцениваться по отдельной шкале), обилие титров на экране, документальные кадры, имитация хоум-видео, пропадание изображения и 'заедание' его, с остановкой на стоп-кадр – ну, здорово это разнообразит визуальный ряд, реально осовременивает его и запоминается.

Кино – это, все-таки, в первую очередь – картинка, а потом уже – разговоры. До сих пор куча режиссеров снимают кино с минимумом слов, а лучший режиссер всех времен и народов, Чарли Чаплин, как известно, вообще не признавал звук в кино (несмотря на уступки). Драматург Иван Вырыпаев, кстати говоря, в первом фильме – 'Эйфория' - попробовал преодолеть самого себя и сделать кино без слов. А теперь вот решил пойти другим путем – не избавляться от слов, а наращивать изображение. Делать его более затейливым, информационно насыщенным и ярким. И у него получилось! Конечно, герои «Кислорода» - в количестве двух человек – говорят очень много, практически без остановки, причем – не друг с другом, а сами с собой, произносят монологи и речитативы, иногда – на два голоса. Но это не мешает смотреть картинку. Так что чувство легкого отвращения, умело вызванного мощной провокацией в самом начале фильма, когда герой во первых строках сообщает о лопате, это чувство быстро проходит – ведь ясно, что никого он, конечно, не убил – это просто такой режиссерский ход. И уж точно, выше всяких похвал – Каролина Грушка. Уже за одно приглашение ее на длинную главную роль в российский фильм режиссеру нужно давать приз. (Что и было сделано.) Пусть наши девушки равняются! Вот как надо выглядеть и что излучать, чтобы тебя звали сниматься по всему миру и Дэвид Линч (во 'Внутреннюю Империю'), и Александр Прошкин (в 'Русский бунт'), и вон - Вырыпаев. Надо быть, девчонки, не просто красивыми, а, как бы это сказать, непохожими на других, а еще лучше – неземными – созданиями. Вот тогда к вам потянутся лучшие режиссеры планеты. Так что нам с вами повезло, дорогие сограждане, что означенная Грушка живет на сопредельной территории и нашим режиссерам тянуться до нее близко. Ну, вот и все. Какие-то моральные, аморальные или имморальные императивы, которые, вроде бы, наполняют творение Вырыпаева, цитировать и анализировать как-то не хочется - они и не запоминаются, честно говоря. Да и взяты за основу так, чтобы покуражиться. И кураж получился очень ярким и выразительным. Нам этой яркости давно не хватает.Россия - 2009

Читать рецензию

Варвара Ухорская

Mireille Mathieu