Елена Сафонова: жизнь без границ

14.10.2011
14 июня звезда Зимней вишни достигла пенсионного возраста. Ее первый фильм - Ищу мою судьбу и последний (пока) - Счастье где-то рядом точно отображают жизнь Елены Сафоновой. Между ними - 37 лет. Взлеты и падения, любовь и разочарования. И, конечно, знаковая для актрисы роль Ольги в трилогии Зимняя вишня. Евстигнеев корчил рожи, а Папанов приходил в гости- Кино у нас было семейным делом, - вспоминает теперь уже 55-летняя актриса. - Моя мама, Валерия Рублева, всю жизнь проработала вторым режиссером на Мосфильме. Папа, Всеволод Сафонов, - замечательный актер. Какие прекрасные роли сыграл он в фильмах Солдаты, Цель его жизни, Дело пестрых, По ту сторону, Тишина, Белорусский вокзал! Так что вопрос кем быть? перед Леной не стоял. На киностудии Мосфильм, рядом с которой жила, бывала чуть ли не чаще, чем дома. - Детьми мы бегали туда играть и видели через окно, как гримируется Евгений Евстигнеев. Бросали в окно снежками, а он грозил нам салфеткой. Мы корчили рожи ему, а он - нам, - улыбается Сафонова. - Мое детство прошло в киноэкспедициях, куда меня брал отец. Иногда я засыпала на коробках с пленкой, постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила. Огромное влияние на нее оказали и друзья отца. - Я выросла среди людей чрезвычайно порядочных, веселых, умеющих жить в свое удовольствие. Имею в виду родителей и их друзей. В нашем доме часто бывали Евгений Леонов, Анатолий Папанов. Мне нравилось, как живут родители: без оглядки, дружно. Мои нынешние друзья в чем-то похожи на них. Мы встречаемся на разных широтах, в разных странах. Иногда случайно, и от этой неожиданности радость бывает еще больше. Мне по душе возможность уезжать и приезжать куда и когда захочется. Можно сказать, что я приблизилась к тому, о чем мечтала в детстве, - жизни без границ, - признается Сафонова.Из-за дружбы с диссидентом распрощалась со ВГИКомУже после десятого класса она участвовала в массовке в фильме Три дня в Москве.- Как волновалась! Была ночная съемка, снималась Наташа Варлей - она тогда была на пике славы, - рассказывает Елена Всеволодовна. - Я с таким восторгом смотрела, думала: Боже, Варлей ходит мимо, прямо как живая. Сидела, затаив дыхание...В том же году Сафонова сыграла первую полноценную роль в картине Аиды Манасаровой Ищу мою судьбу. Вполне естественно, что она пошла учиться на актрису. С большим трудом, лишь с третьего раза пробилась во ВГИК. И ушла со второго курса! Точнее, ее ушли - за дружбу с диссидентом. Так что высшее образование получила уже в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В местном же театре имени Комиссаржевской и началась ее сценическая карьера. Продолжавшаяся аж... один сезон.- Я не могу долго существовать в одном и том же коллективе, - объясняет Сафонова. - Как представила себе, что вот в этой гримерной проведу всю свою жизнь, - так стало страшно.Она и сейчас не привязана ни к одному из театров. Играет по воле сердца, оптимальным вариантом называя антрепризу. Но главным для нее всегда было кино.Удачно заменила Мэри ПоппинсСамая яркая довишневая роль - украинская оперная певица Соломия Крушельницкая в биографической картине Олега Фиалко Возвращение Баттерфляй, снятой на киностудии им. Довженко в 1982 году.- Понимаете, вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину, - осторожно сказал Фиалко, когда она явилась на пробы вся такая цветущая, в джинсах.- С моим характером, а он у меня мерзкий, вы еще столкнетесь. Мужественности мне не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во мне, - отрезала она. Как такую было не взять?А в 1985-м поспела Зимняя вишня. Главную роль в которой, между прочим, должна была играть знаменитая Мэри Поппинс - Наталья Андрейченко. Но на съемках в Суздале у той вспыхнул роман (позже переросший в брак) с американским актером и режиссером Максимилианом Шеллом. И Игорю Масленникову срочно пришлось искать замену. Выбор пал на Сафонову, актрису более мягкую, лиричную, чем Андрейченко. В итоге утвержденного на главную мужскую роль Сергея Шакурова махнули на Виталия Соломина.Успех мелодрамы превзошел все ожидания. Бесхитростная история о 30-летней разведенке, воспитывающей сынишку и разрывающейся между тремя мужчинами, ни один из которых ее недостоин, как зеркало отразила судьбы многих женщин бывшего Союза. А цитату Ольги: Семья, она как Родина, просто должна быть! Иначе в жизни нет никакого смысла - твердили чуть ли не как заклинание. Елену назвали лучшей актрисой года, ей посыпались заманчивые предложения. Но ни в одном фильме (а их на счету актрисы уже 65) она и близко не подошла к успеху Зимней вишни, вторая и третья часть которой вышли с разницей в пять лет. Разве что роль Нины в мелодраме Вилена Новака Принцесса на бобах (ее, как это ни смешно, тоже должна была играть Андрейченко), где партнером Сафоновой стал Сергей Жигунов, можно поставить рядом с Зимней вишней. Но всё равно - позади.Незаметный Мастроянни, любимый СоломинОдним из самых сложных режиссеров, с которыми приходилось работать Сафоновой, стал Никита Михалков, снявший ее в фильме Очи черные (1987). - У Михалкова драматургия отходит на второй план, а от актера требуется лишь точное повторение действий режиссера. Всё время ловила себя на мысли: вот сейчас появится хвост, начну делать обезьяньи ужимки. Не умею и не могу копировать. Я должна сама добраться до сути, иначе перестаю воспринимать себя всерьез, - уверяет актриса. - Но как бы то ни было, я бесконечно благодарна Никите.Дело в том, что актриса после диссидентского скандала во ВГИКе стала невыездной. А благодаря Михалкову смогла сниматься в Италии. Причем партнером ее стал сам Марчелло Мастроянни. Если откровенно, он не произвел на меня большого впечатления ни как актер, ни как человек. Но с ним было очень удобно работать на площадке: тихий, незаметный дядечка, - делится Сафонова.Любимый же ее партнер - Виталий Соломин. При каждой встрече я радовалась ему как близкому родственнику. Мне нравились его немногословность, человеческая теплота, - вспоминает звезда. - Однажды, за год до того, как он ушел (Виталий Мефодьевич скончался на 61-м году жизни в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним на сцене в первом акте Свадьбы Кречинского. - Прим. А.К.), мы с ним случайно встретились на светофоре, сидя каждый в своей машине. Я открыла окошко, посигналила ему. Он тоже открыл окошко и говорит: Привет, я так рад тебя видеть!. Я Вас тоже, - отвечаю. Закрыли окна и разъехались. А на сердце было хорошо-хорошо.В жизни позволено всё, кроме подлостиСамым важным в своей жизни она, родившая двух мальчишек, считает вовсе не карьеру, а материнство. Это ведь тоже процесс творческий, - уверяет актриса. - Если бы я начала рожать раньше, то отважилась бы, наверное, и на третьего. Не понимаю наших молодых актрис, которые не хотят рожать. А потом выясняется: и творческая судьба не сложилась, и семьи нет.Удивляет Елену Всеволодовну и тяга юных звезд к скандалам, которые якобы поднимают их имидж. В кино пришел какой-то детский сад, с которым мне лично безумно скучно, - вздыхает Сафонова. - Ни один уважающий себя профессионал - любого профиля - никогда не позволит себе заниматься подобными вещами... Какой имидж? Делай дело - и тебя за это будут уважать и ценить. Думаю, со временем вся эта шелуха отойдет.Выглядит она прекрасно, причем рецептом этого делится без выкрутасов: Перед съемками два-три дня не ем ничего. Только пью много воды, соков. И чуть-чуть шоколада. Из алкоголя употребляю только вино. За лицом стараюсь следить, а с волосами ничего не делаю.Не терпит, когда кто-то беспардонно лезет в ее жизнь. Признает, что влюбчива, особенно на съемочной площадке. Это помогает. Не вижу здесь ничего дурного. В жизни позволено всё, я считаю, кроме подлости Я не ханжа, - подчеркивает Сафонова, - и буду делать то, что доставляет мне удовольствие, кроме смертных грехов. Жизнь очень хороша, даже с неудачами, срывами. Поняла это сравнительно недавно Я - то, что называют оптимистом. Придерживаюсь мнения: всё, что ни делается, - к лучшему. Так оно потом и оказывается. Француз не отдал младшего сынаУ меня случались романы и с неженатыми, и с женатыми мужчинами, и с нашими, и с иностранцами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить из семьи ко мне, если я сама не была уверена, что хочу этого? - размышляет Елена Сафонова. Которая, по иронии судьбы, повторила путь героини Зимней вишни. Как и Ольга, она осталась одна с сыном Ваней. Как и у той, у нее появился принц - французский актер Самюэль Лабард, с которым вместе играли в Аккомпаниаторше. После свадьбы переехала в Париж. Там родился младший сын, Александр. Сафонова жила на две страны: снималась и в России, и во Франции. Пыталась уделять время и сыновьям, и мужу. Но Лабарду этого было мало. Он поставил условие: карьера или дом. Она попыталась оставить актерство. Не смогла. К тому же совершенно чуждым оказался французский менталитет - предельно меркантильный, законопослушный, далекий от широкой русской души. И брак распался. К ужасу Елены, супруг, воспользовавшись местными законами, оставил Сашу у себя. Сафонова пыталась бороться, но вырвать ребенка из рук Самюэля и его родни не смогла. Так что в Москву вернулась, как и уезжала, с одним Иваном. Продолжает много сниматься, иногда навещает Александра. И не показывает никому, как ей больно
Mireille Mathieu