Dead Man/Мертвец Джима Джармуша

16.02.2011

Рецензия на фильм Мертвец / Dead Man / 1995

Тёмные кроны деревьев возвышаются над путником. Лес, который был здесь за много лет до его появления и который будет здесь ещё очень и очень долго, если, конечно, не познает на себе последствия человеческой глупости. И именно в ней, в глупости, сосредоточены все причины, побудившие когда-то молодого, слегка недотёпистого, но в целом довольно доброго и открытого человека, стать на путь, полностью преобразивший его. И кто мог знать, что в конце этого пути его будет ждать испытание, стоящее всей прожитой до этого жизни.Начать всё заново, потеряв что бы то ни было, что удерживает жизнь на плаву - это неверный ход, приводящий только к погибели. И на примере главного героя зритель видит это наиболее отчётливо и ясно.

То, что согревало человека изнутри было утрачено, после чего единственным правильным, по его мнению, выбором оставалось лишь броситься головой в омут и не полностью, но всё же значительно переменить свою жизнь. И вот он в поезде едет через всю страну, в самый-самый конец железнодорожной ветки, ловит на себе заинтересованные взгляды попутчиков, таких разных в каждом районе страны и общается с проводником, не умеющим читать и в целом довольно глуповатым, но всё же прошедшим свою собственную школу жизни и что-то понявший, пусть и не вынесший каких-то уроков.Но главный герой, Эдвард Блейк, даже если и чувствовал что-то неладное не мог остановиться уже тогда. Всё происходящее будто было предначертано заранее. Он не понимал в полной мере на что идёт, но его жизнь не спрашивала его готов или нет он принять новый удар. Неудача за неудачей будто пытающаяся подрубить этого человека и раз и навсегда поставить его на колени, наоборот в какой-то момент заставила открыть в нём новые силы и благодаря одной встрече, как бы банально это не звучало, изменившей его жизнь, найти им достойное и нужное применение.Но это не важно. Важно то, как перед нами постепенно и медленно, но при том точно и основательно показывается прохождение человеком его жизненного пути, должного быть длинным, но в силу обстоятельства, заключённым в очень и очень тесные временные рамки. Правильно говорят, что жизнь человека зависит не от прожитых лет, а от того как их проживёшь. Так же и здесь. Человек знал, зачем он жил, он был уверен в свой правоте и то, что жизнь его был однообразна, и не имела ни малейших намёков на хоть какие бы то ни было серьёзные перемены, его совсем не смущало. Но в какой-то момент, потеряв всё и столкнувшись с чем-то невиданным им ранее, он понял, что его знание было обманчивым и ложным и только сейчас он начинает познавать, кто есть он на самом деле.Неудивительно, что под конец следует сцена, будто,дублирующая схожую почти в самом начале картины. Режиссёр, безусловно, достигший кульминации в своём творчестве этой лентой, показывает начало и завершение пути испытания человека, давая понять зрителю, что, в конце концов, всё возвращается на круги своя, пусть и выглядит всё слегка иначе.И музыка Нила Янга, его гитарные напевы, будто бы вколачивающие образы этого фильма в сознание, отдельное настоящее произведение искусства, но способное им быть лишь в контексте с самой картиной Джармуша. Что ещё раз подчёркивает филигранный сплав всех элементов этой удивительной ленты.Нельзя ставить этому фильму оценки. Нельзя. Потому что это лента превыше любых, каких бы то ни было высоких оценок. Если вы считаете себя человеком, думающим и мыслящим, вы должны посмотреть этот фильм, чтобы сделать для себя какие-то выводы и, возможно, даже открыть новые сферы своего сознания. А, возможно, вы увидите нового себя точно также как это смог сделать главный герой.

Читать рецензию

light_messiah

Mireille Mathieu